ФИГУРНАЯ РЕЗКА СТЁКОЛ И ЗЕРКАЛ
Нестандартные формы стекол/зеркал достигаются именно этим способом. В «копилку» современных технологий входят:
- ручной метод резки, достаточно трудоемкий, но дешевый и точный по качеству исполнения. Режущий инструмент – твердосплавные роликовые либо ручные алмазные резцы;
- пескоструйная резкa — полотно разрезается при помощи направленной струи воздуха с кварцевым песком;
- гидроабразивный способ. Материал раскраивается струей воды, смешанной с абразивными (режущими) элементами, чаще всего используется тот же песок;
- лазерный раскрой, луч лазера делает ювелирный разрез в соответствии с заданными параметрами. Чаще всего метод применяется при резке акрилового стекла.
На данный момент по сочетанию «цена-качество» лидирует гидроабразивный способ фигурной резки. Он далеко не нов, зато проверен временем. Вдобавок метод автоматизирован – могут применяться станки с ЧПУ и высокой скоростью операций. Чем-то он похоже на резку сливочного масла ножом, только в роли инструмента выступает струя воды под давлением с добавлением песка или другого абразивного материала. Такая технология отлично зарекомендовала себя при производстве небольших стеклянных элементов сложной формы. И особо ценится в гидроабразивном способе его универсальность: он филигранен и быстр, риск порчи материала минимален, а кромки изделий не нуждаются в дополнительной обработке.
ОБРАБОТКА КРОМОК: ФАЦЕТИРОВАНИЕ И ПОЛИРОВКА
Если вы решили сделать элементы из стекла и зеркал частью стильного интерьера, то должны знать, что стеклянная заготовка после нарезки должна быть подвергнута фацетированию, а иногда и дополнительному полированию.
Фацетирование – это процедура снятия кромки с лицевой стороны стекла. Ширина такой срезки может доходить до 60 мм. Фацетом называется эта самая кромка. Поэтому любое стекло либо зеркало, обработанное данным механическим способом, называется стекло с фацетом.
Эстетическая функция фацета заключается в преломлении света и придании стеклу или зеркалу дополнительного блеска. Вдобавок фацет делает изделие законченным и презентабельным. Помимо декоративных зеркал и панно, он часто встречается на стекле для мебельных фасадов и межкомнатных дверей.
Полировка придает зеркалу еще более гармоничный вид. После нее кромка стекла становится прозрачной и трапециевидной, т. е. абсолютно безопасной. Как правило, эта операция предваряется шлифовкой материала, сглаживающей острые края с зазубринами, которые могут крошиться.
АЛМАЗНАЯ ГРАВИРОВКА ПО СТЕКЛУ И ЗЕРКАЛУ
Иногда метод закономерно называют фрезеровкой стекла, так как во время операции снимается поверхностный слой материала.
Алмазная гравировка – это создание узоров, орнаментов и рисунков путём создания углублений на поверхности стекла при помощи алмазного резца. В качестве инструмента выступает фреза – инструмент с несколькими вращающимися резцами. Они проделывают в стекле «борозды» V или U-формы глубиной до 3 мм, которые затем полируются и становятся основой для геометрических орнаментов. Осуществляется гравировка на станках с ЧПУ, в которые закладывается эскиз изображения, отрисованный в графическом приложении на компьютере. Получаемые изделия отличаются выразительной объемностью и глубиной, поэтому они особенно подчеркивают индивидуальность интерьера.
Этот декоративный способ обработки стекла является прекрасной альтернативой стандартному методу изготовления панно, при котором нужный эскиз вручную собирается из определенного количества отдельных плиток. Алмазная гравировка позволяет наносить изображение на цельное «полотно», имитируя стыки фацета. Вдобавок данный метод отлично «прижился» в мебельной промышленности, где при его помощи наносятся рисунки на зеркало или матовое стекло.
ПЕСКОСТРУЙНАЯ ОБРАБОТКА
Это самый востребованный тип декора стекла на сегодняшний день, поэтому большинство стекольных мастерских предлагают именно его. Такой способ позволяет создавать не только простые, но и сложнейшие рисунки с фотографическим качеством.
Технология пескоструйной обработки заключается в «бомбардировке» поверхности материала кварцевым песком. Процесс этот происходит под высоким давлением воздушной струи с абразивным материалом в специальной камере. Перед операцией на стекло накладывается трафарет из самоклеящейся пленки, которая защищает нужные сегменты от обработки. Среди «подводных камней» метода стоит упомянуть необходимость осматривать обрабатываемые участки с нескольких углов. Это связано с тем, что при матировании на стекле могут образовываться «залысины», которые нарушают равномерность покрытия.
Итак, какие элементы декора можно сделать при помощи пескоструйной обработки?
- Матирование всей глянцевой поверхности материала, уменьшающее прозрачность стекла.
- Рисунки, логотипы, надписи, орнаменты с лицевой стороны. Они очень эстетичны, ибо напоминают морозные узоры на зимних окнах. Для зеркал основную поверхность оставляют глянцевой, изображение матируют. Со стеклами вариантов больше: можно сделать рисунок глянцевым, а фон матовым, и наоборот.
- Рисунок на зеркале со стороны амальгамы, когда «картинка» формируется за счет «пробивки» части покрытия задней поверхности зеркала.
- Двусторонняя пескоструйная обработка. Она применяется для придания изображению объема на стекле.
- Глубокая пескоструйная обработка, делающая рисунок рельефным, трёхмерным.
Также нужно отличать простые 2D-рисунки от трехмерных, с глубокой проработкой фотографического качества. Для создания последних приходится проводить трех-, а то и четырехкратную обработку стекла. Каждый дополнительный уровень делает изображение более «живым», придает ему уникальность. Однако и стоит данный способ дороже других.
ЛАЗЕРНАЯ ГРАВИРОВКА
Это последний «писк» арт-моды с «привкусом» высочайших технологий. Изделия из стекла с лазерной гравировкой действительно выглядят исключительно стильно, реалистично и красочно.
Лазерная гравировка – это выжигание фокусированным лазерным лучом тончайших углублений на поверхности стекла или зеркала, которые формируюют рисунок. Данный метод декора позволяет взять любую фотографию в цифровом качестве и с ювелирной точностью перенести ее на стекло.
Лучше всего лазерная гравировка смотрится на глянцевом стекле благодаря своей контрастности. Обычно изображение получается одноцветным (монохромным), однако существует технология покраски стекла, которая позволяет создавать даже полноцветные «картинки». Еще одна особенность метода заключается в высоких требованиях к качеству заготовок. Материал должен быть абсолютно однородным и чистым, иначе под воздействием лазерного луча образуются микротрещины – а именно из тысяч таких точек формируется изображение – не в том месте. Соответственно, рисунок получится нечетким, размытым.